
Январь в автопроме России - пожалуй, самый тучный месяц на события. Может, потому что психология человека так устроена - в новый год хочется войти по-новому и с новыми яркими планами-проектами. Какой будет их дельнейшая судьба, покажет жизнь, а пока давайте вспомним некоторые из них.
В январе 1958 года с конвейера УАЗа сошла легендарная «буханка», которая жива и поныне. В январе 1967 года началось строительство Волжского автозавода в Тольятти, в январе 2004 года был торжественно открыт завод «Дервейс» в Карачаево-Черкессии. В первый месяц 2011 года предприятие Хендэ в Санкт-Петербурге выпустило свои первые седаны Solaris российской сборки, в начале 2013 года ТагАЗ объявил прием заказов на свою модель Aquila, которую в народе окрестили «акулой». Этот январский ряд автомобильных событий можно продолжать довольно долго, вспомнив запуск производства Datsun в России, старт сборки в Набережных Челнах внедорожника Action, создание акционерного общества «Мишка-Тула-Москва», учрежденного для потенциального производства народного автомобиля «Мишка». Но все это меркнет по значимости перед днем рождения «дедушки» российского автопрома – Горьковского автозавода, первого в СССР автомобильного предприятия конвейерной сборки. В этом году заводу исполняется 90 лет.
Можно отсчитывать эту дату с 1 января 1932 года, когда в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) впервые прозвучал заводской гудок, а можно – с 29 января, когда с конвейера предприятия сошел первый автомобиль. Но ясно одно – на этом заводе многое для России происходило впервые. Архивные фото дают представление о том, как это было...


И где-то там, в промежутке между 1 и 29 января 1932 года произошел пробный запуск автомобильного конвейера. Ветеранам есть что вспомнить. Например, то, как они дневали и ночевали на стройке, чтобы приблизить старт выпуска машин.




Очевидно, весь 2022 год в Группе ГАЗ пройдет под эгидой юбилея.
Несколько цифр и фактов из жизни предприятия
За 90 лет на Горьковском автозаводе разработано более 350 моделей и модификаций, опытных конструкций грузовых и легковых автомобилей. Стильные «Волги», командирские «эмки», послевоенные «Победы», знаменитые внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-66, правительственные ЗИМы и элегантные «Чайки» и, конечно же, трудяги «полуторки».




В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль. На данный момент, по приблизительным подсчетам, выпущено уже около 19 млн. экземпляров.
Автомобили ГАЗ в числе первых покорили пустыню Каракумы, были основным транспортом на Дороге жизни блокадного Ленинграда, первыми прошли испытания на российском полюсе холода в поселке Оймякон в Якутии, первыми во время пробега «Горький-Владивосток» прошли своим ходом по считавшимся непроходимыми болотам Забайкалья и Читинской области.

Сегодня ГАЗ экспортирует свои автомобили в 50 стран мира. Круг стран-экспортеров расширяется: в 2021 году в список добавились Австралия и Болгария, началась сборка «ГАЗель NN» с двигателем экологического класса «Евро-6» в Турции.
Чем живет завод сегодня?
Сегодня Горьковский автозавод – ключевое предприятие «Группы ГАЗ», лидер отечественного рынка коммерческого транспорта с долей 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) и 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. От выпуска легковых автомобилей на рубеже веков предприятие решило отказаться, сосредоточившись на том, что хорошо пошло на рынке в кризисный для завода период. Легковые машины на предприятии остались , но только в рамках контрактной сборки (Volkswagen, Skoda). Время от времени фанаты «волг», «побед» и «эмок», устраивая парады ретро-техники, спрашивают руководство Группы ГАЗ, нет ли в планах возобновления сборки отечественных шедевров, но пока ответ отрицательный.
Собственный инженерный центр ГАЗа сегодня загружен улучшением своих продуктов легкой коммерческой и грузовой линеек (Газель, Газон, Соболь и др.). Здесь ведутся разработки с учетом требований зарубежных рынков: автомобили для жаркого климата, для высокогорья, автомобили с правым расположением руля и пр.

И конечно, центр работает над созданием транспорта будущего – электромобилей и водоробусов, а также над автоматическими системами помощи водителю и беспилотными технологиями.
Некоторые из них были показаны осенью на выставке COMTRANS-2021. ГАЗ представил там 15 моделей автомобилей и автобусов нового поколения, в которых внедрено свыше 100 новых конструктивных решений. Особый акцент был сделан на машинах, работающих на экологичных видах топлива. Флагманом экспозиции выступили водоробусы «CITYMAX Hydrogen» и «ГАЗель City», которые выделяют в атмосферу только водяной пар. На выставке было заявлено, что ГАЗ через 2,5 года может запустить газопоршневые двигатели, работающие на водородном топливе, в массовое производство.

Фото: из архивов GAZ-групп
Комментарии